Якудза:
Якудза, известные также как гокудо — члены соперничающих между собой групп традиционной организованной преступности в Японии, а также общее название таких групп. В японской юридической терминологии якудза называют “борёкудан”, что и означает «силовая группировка». Это название сами якудза расценивают, как оскорбительное, так как оно может быть применено к любому типу криминала. Согласно книге рекордов Гиннесса в наши дни якудза являютcя самым значительным криминальным феноменом в мире.
В ходе своего создания якудза приняли традиционную японскую иерархическую структуру оябун-кобун, где кобун (“приёмный ребёнок”) обязан выказывать лояльность по отношению к оябуну (“приёмный родитель”). В гораздо более позднем периоде был разработан кодекс “дзинги” ( кодекс “справедливости и долга”), где было закреплено, что верность и уважение являются образом жизни. Отношения оябун-кобун закрепляются церемониальным обменом чаркой сакэ. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений. Во время Второй мировой войны более традиционная форма организации тэкия/бакуто уменьшалась, т.к. всё население было мобилизовано для участия в военных действиях, а общество находилось под бдительным и строгим оком военного правительства.
Однако, после войны якудза снова воспрянули. Предположительно, якудза проникли во все сферы человеческой жизни в Японии. Наиболее романтические сказочки говорят, что якудза принимают сыновей, которых бросили или отослали от себя родители. Многие якудза начинали свою «профессиональную» деятельность в средней или старшей школе как уличные бандиты или члены босозоку-банд. Некоторые головорезы-якудза фактически не особо умны, если не сказать умственно отсталы, но их принимают в кланы из-за хорошей физической подготовки. Возможно из-за того, что они изначально обладают более низким социальным статусом, якудза часто становятся буракумин и этнические корейцы. Лидеры кланов якудза это, как правило, очень хитрые, жёсткие и интеллектуальные мужчины, т.к. чтобы подняться до высшего уровня в иерархии якудза, нужно быть весьма конкурентоспособным и бессовестным. Кланы якудза возглавляет оябун или кумитё (“глава семьи”), который отдаёт приказы своим подчинённым-кобун. В связи с этим организация якудза является своеобразной вариацией традиционных японских отношений сэмпай-кохай. Члены банд якудза переносят семейные отношения в кланы в том смысле, что относятся друг к другу, как к отцу или как к старшим/младшим братьям.
В кланах якудза практически все члены это мужчины и женщин очень мало. Однако, если они есть, их принято называть “о-нии-сан” (“старшая сестра”). Когда глава Ямагути-гуми в конце 90-х гг. был убит, его жена, хоть и на краткий срок, приняла бразды правления семьёй. Якудза имеют очень сложную структуру: существует самый главный босс синдиката – кумитё, сразу за которым идёт сайко комон (“старший консультант”), а за ним – со-хонбутё (“начальник штаба”).
На следующем уровне командования стоит вакагасира, который управляет несколькими кланами в регионе, а непосредственно кланом при этом управляет сятэйгасира. Связь каждого члена клана подчинена иерархии (“саказуки”): на самой вершине находится кумитё и контролирует различных сайко-комон, которые в свою очередь контролируют своих собственных подчинённых в разных районах или городах. У сайко-комон существуют свои собственные подчинённые, включая боссов младшего уровня, консультантов, бухгалтеров и др. Те, кто получил имя от оябуна являются частью одной большой семьи и ранжируются от младших до старших братьев. Вместе с тем каждый кобун может выступать в качестве оябуна для более низкого по рангу клана, который также может стать основой для появления ещё более низкорангового подразделения.
Ритуалы якудза:
Юбицумэ, или отрезание пальцев: согласно этой традиции после первого проступка нарушитель отрезает кончик мизинца с левой руки и вручает отрезанную часть своему боссу.
Иногда босс клана может выполнить этот ритуал и передать отрезанную часть пальца оябуну, когда, к примеру, хочет сберечь одного из членов своего клана от дальнейшей расправы. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч. Три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону.
В последнее время появились протезы для кончиков пальцев, чтобы скрыть эту особенность. У многих якудза по всему телу расположены татуировки, которые известны как ирэдзуми. Ирэдзуми до сих пор часто накалываются вручную, когда краска вводится под кожу с помощью бамбуковых или стальных игл. Такая процедура мало того, что болезненна и весьма ощутимо бьёт по карману, она ещё и может занять не один год для воспроизведения всего рисунка. Отсиживая срок в тюрьме некоторые якудза увековечивают каждый год одной жемчужинкой… введённой под кожу пениса. А когда якудза играют друг с другом в карты ойтё-кабу, они частенько распахивают свои рубашки или завязывают их вокруг талии, демонстрируя таким образом друг другу свои татуировки. Это один из немногих случаев, когда якудза показывают свои татуировки “на людях”, т.к. как правило узоры тщательно скрываются высоко застёгнутыми рубашками с длинными рукавами.
Другим известным церемониалом у якудза является совместное распитие сакэ – таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами.
История появления и развития якудза:
Первые исторические предпосылки их появления относят к хатамото-якко или Кабуки-моно XVII столетия, которые являются производными классами от низшего ранга “хатамото”. Другие теории, предложенные самими членами якудза, отстаивают их происхождение от “мати-якко”, защищавших деревни от хатамото-якко, которые пытались, невзирая на силу и подготовленность мати-якко, их грабить. Несмотря на свои недостатки мати-якко расценивались как народные герои на уровне того же Робин Гуда. Теория, предполагающая происхождение якудза от хатамото-якко, считает так из-за принятых ими странных стилей укладки волос и возмутительных одежд, каковые носили в эру Гэнроку во время представлений актёры театра Кабуки.
Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство исследователей сходится в том, что большинство событий, связанных с появлением якудза, относятся к периоду Эдо. Поскольку в то время клан Тоётоми Хидэёси уже не угрожал власти Токугава, то в стране воцарился мир и огромное количество солдат уже не требовалось для поддержания всеобщего порядка и они перебрались в замки своих даймё.
Из-за изоляции Японии и ограничения внешней торговли, её собственная торговля и сельское хозяйство значительно улучшились, что привело к накоплению власти внутри класса торговцев, а самураев поставило в зависимость от них – «зарплата» самураям выплачивалась в виде натурального продукта – риса, который затем продавался на местных рынках. Последующие стихийные бедствия, голод и повышение налогов привели к дестабилизации положения в обществе, падению морали и общественному недовольству правительством. Тогда стали появляться такие личности, как ронины, сыгравшие немалую роль на исторической сцене Японии. Именно ронины перешли от простой кражи денег и насилия к охране деревень от разбойников и прочего нехорошего люда взамен за определённую плату, конечно же.
Современные якудза, однако, утверждают, что вышли именно из рядов мати-якко, опровергая происхождение из рядов хатамото-якко, т.к., видите ли они [хатамото-якко] связаны с воровством, чего честные современные якудза себе никак позволить не могут. В больших городах несколько таких групп часто существовали одновременно и, как следствие, боролись за территорию, деньги и влияние – совсем как многие современные банды, – игнорируя всяких гражданских лиц, по чистой случайности оказавшихся на линии огня. Опять таки, первопроходцем популярной темы якудза в японском кино и телевидении стал известный – в том числе и на Западе – фильм Акиры Куросавы “Yojimbo”, в котором бродячий ронин настраивает друг против друга две группировки якудза и в конечном счёте разрушает их. На самом деле якудза получили понемногу и от мати-якко (например, некоторые методы защиты), и от Кабуки-моно (например, вычурная мода и язык).
Исконные типы якудза:
Несмотря на некоторую определённость в точном происхождении якудза, большинство современных якудза проистекают из двух группировок, возникших в период Эдо: “тэкия”, которые в первую очередь торговали вразнос незаконными, крадеными или дрянными товарами; и “бакуто”, которые были связаны или участвовали напрямую в азартных играх. Тэкия (“коробейники”) считались одной из самых низших каст периода Эдо.
Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, как то торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) или защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. Каждый тэкия платил за аренду в обмен на киоск и защиту во время проведения фестиваля. Наконец правительство Эдо официально признало организации тэкия и предоставило их “служащим” право на ношение фамилии и меча.
Это стало огромным шагом вперёд для торговцев, т.к. до этого момента только самураи и знать могли иметь при себе мечи. Бакуто (“игроки”) стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными (и, в общем-то, продолжают являться таковыми сейчас – на деньги, во всяком случае. Но и тут, впрочем, существует определённое количество уловок). Мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них могло предоставлять некоторую ссуду своим клиентам и держало собственную службу безопасности. Бакуто презирались всеми слоями общества в целом и большинство негатива, связанного с якудза, происходит именно от «игроков» и их занятий. Собственно, название «якудза» является самоназванием бакуто.
Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания купечества, развивающиеся группировки якудза состояли из неудачников, не могущих адаптироваться в обществе, и преступников, которые занимались вымогательством на местных рынках и продавали подделки или дрянные товары. Корни якудза всё ещё можно обнаружить в обрядах посвящения тэкия и бакуто. Несмотря на то, что современные якудза куда более разнообразны по области деятельности, многие из них всё ещё причисляют себя к одной или другой первоначальным группам. Например, якудза, чей первичный источник доходов составляют незаконные азартные игры, вполне могут считать себя бакуто.
Деятельность якудза в конце ХХ начале XXI века.
Во-первых, якудза не какое-то там тайное общество, как их коллеги из итальянской мафии или китайских триад. Организации якудза очень часто имеют на входной двери деревянную дощечку с названием клана/семьи или эмблемой. Очень часто многие члены якудза носят яркие костюмы и солнцезащитные очки, поэтому они легко распознаются простыми жителями («катаги», «katagi»). Даже манера ходить выдаёт якудза из толпы: их высокомерная и размашистая походка заметно отличается от походки простых жителей, занятых своими обычными ежедневными делами. Или же, к примеру, якудза может одеться вполне скромно, но при этом при необходимости выставит часть татуировок напоказ, указывая свой род деятельности. Иногда якудза носят маленькие эмблемки на лацканах пиджаков, а одна семья якудза как-то даже издавала ежемесячный бюллетень с детальной информацией касательно сроков отсидки, свадеб, похорон, убийств членов семьи. Также в бюллетень входили стихи лидеров семьи.
До недавнего времени большинство доходов якудза поступало из торговых и развлекательных районов, а также кварталов красных фонарей, которые находились под защитой якудза от разного рода рэкетиров. Как правило, такие районы избегают связываться с полицией, предпочитая быть под “тёплым крылышком” якудза. Японские полицейские также в свою очередь отказываются вмешиваться во внутренние дела таких общин, как торговые ряды, школы/университеты, “ночные” районы и иже с ними. В этом смысле якудза всё ещё расцениваются, как полузаконные организации.
Например, после землетрясения в Кобэ местная штаб-квартира Ямагути-гуми быстро мобилизовалась, чтобы помочь местному населению бороться с последствиями землетрясения. Был даже пригнан вертолёт и событие в целом широко освещалось в СМИ в пику заторможенной реакции японского правительства. По этой причине многие якудза рассматривают свои доходы как своеобразный налоговый сбор. Якудза активно участвуют в секс-индустрии, занимаясь контрабандой порнографии из Европы и Америки, импортируя её в Японию. Также якудза контролируют крупные артели «ночных бабочек» по всей стране.
В Китае, где закон ограничивает количество детей в семье, а предпочтение традиционно отдаётся мальчикам, якудза могут покупать нежеланных девочек всего лишь за 5000$ и отправить их на работу в «мидзу сёбай», т.е. в контролируемые якудза ночные бары, рестораны и клубы. Филиппины являются ещё одним источником молодых женщин. Якудза обманывают местных девочек из обедневших деревень, обещая им респектабельные рабочие места и хорошую зарплату в Японии. Но, разумеется, вместо вожделенных златых гор девочки быстро осваивают одну из древнейших профессий в мире, становясь проститутками и стриптизёршами. Причём часть девушек это вполне устраивает, т.к. они получают больше денег, чем могли когда-либо заработать на Филиппинах. Очень часто якудза занимаются специализированной японской формой вымогательства, известной, как “сокая”. Сокая по сути является специализированной формой защиты от рэкета. Якудза не третируют малый бизнес, предпочитая запугивать акционеров крупных корпораций. Например, они пугают обычного держателя акций присутствием головорезов из своих кланов и получают право на участие в совещании и небольшой покупкой акций. Занимаются якудза и обычным шантажом, получая уличающую или компрометирующую лидеров или участников тех или иных компаний информацию. После того, как якудза закрепляются в той или иной компании, они становятся её защитниками, оберегая от воздействия внутренних скандалов на общественность.
А некоторые компании по-прежнему считают взятки частью своего ежегодного бюджета. Якудза оказывают сильное влияние на японскую профессиональную борьбу – “пурорэсу” (от англ. “professional wrestling”). Их интерес в этом деле, разумеется, чисто финансовый. Якудза, в основном, поддерживают и продвигают своих бойцов, а также в ведении якудза находятся многие арены и стадионы, на которых проводятся состязания. Якудза также получают определённый процент от сборов. В целом считается, что якудза являются своеобразными покровителями борьбы и смешанных боевых искусств, и для борцов нет ничего необычного в том, чтобы обратиться за покровительством к тому или иному клану. Можно сказать, что ни одно из крупных мероприятий по борьбе в Японии не провалилось, потому что в них были заинтересованы якудза.
Пионер японской борьбы, Рикидозан, был убит якудза, а бывший участник Мирового чемпионата по борьбе, Ёсихиро Тадзири, отказался показывать “уловку якудзы”, боясь, что станет мишенью для настоящих якудза. Профессионального борца Ёсиаки Фудзивару частенько называли “кумитё” и он часто играл якудза в различных японских комедиях и драмах. Есть у якудза связи и на японском рынке недвижимости, и в банковском деле – в этом им способствуют “дзиагэя”, которые специализируются на том, чтобы убедить владельцев малых форм недвижимости продать свою собственность, и обогащают таким образом компанию. За экономику “мыльного пузыря” 1980-х гг. также возлагают ответственность на спекулянтов с недвижимостью из банковских филиалов. После краха японской экономики в то время был убит менеджер главного банка в Нагое, в связи с чем было выражено предположение о связи банковских дельцов с преступным миром. Также, как известно, якудза вкладывают обширные инвестиции во вполне законные и крупные компании. В 1989 г. Сусуму Исии, оябун Инагава-кай, купил акции Tokyo Kyuko Electric Railway на 255 млн. долларов. В принципе, кражи не считаются законной деятельностью якудза – все их действия как бы полуприкрыты, а кража является целиком и полностью тайным деянием. И, что более важно, такой акт со стороны якудза будет расценен, как злоупотребление отношением общества. Также фактически якудза не проводят действительные экономические операции самостоятельно. Основные бизнес-мероприятия, такие как мерчендайзинг, выдача займов, управление игорными домами и т.п., осуществляются не самими якудза, а теми, кто платит мафии за защиту своей деятельности.
Существует множество доказательств того, что якудза участвуют и в международных преступных операциях. Например, в азиатских тюрьмах по обвинению в торговле наркотиками или контрабанде оружия сейчас находится множество татуированных членов группировок якудза.
В 1997 г. один из доверенных членов якудза был задержан с четырьмя килограммами героина в Канаде. В 1999 г. спецслужбами было подслушано, как член итало-американского мафиозного клана Боннано, Микки Заффарано, говорил о выгоде для обеих семей от торговли порнографией. Другим видом рэкета, которым не гнушаются якудза, является привлечение женщин других национальностей рас, в особенности это касается европеек, всеми возможными благами, которые им может дать Япония, а потом выставление их на панель. Из-за своего происхождения в качестве легитимной феодальной организации и связи с японской политической системой через “уёку” (ультраправые силы), якудза в некотором роде являются влиятельной силой, обладающей определённой властью.
В начале 80-х гг. в Фукуоке разразилась война якудза, которую никак не удавалось взять под контроль и в результате несколько гражданских получили ранения. Тогда в дело вмешалась полиция и вынудила боссов обеих сторон официально объявить перемирие между кланами.
В различные времена общественность японских городов приступала к борьбе с якудза, которая шла с переменным успехом и увенчалась самыми разнообразными результатами. В марте 1995 г. японское правительство приняло законопроект под названием “Закон о предотвращении незаконной деятельности членов преступных группировок”, который значительно усложнил жизнь традиционному рэкету. И наконец хочется привести краткие данные о пяти самых влиятельных кланах якудза.